- КОНЪЮНКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
- конкретное состояние мирового рынка того или иного товара или группы товаров, определяемое соотношением спроса и предложения и влияющее на цены. Конъюнктура зависит от факторов как общего, так и частного характера. Наиболее существенное влияние на конъюнктуру оказывает общее состояние мировой экономики, фаза экономического цикла, на которой она находится. В условиях ухудшения общего состояния экономики, и особенно экономического кризиса, снижается спрос на многие виды товаров, особенно сырьевые, при этом в силу высокой степени взаимозависимости экономики всех стран мира эти процессы носят всеобщий характер. Кроме общехозяйственной конъюнктуры состояние конъюнктуры на отдельные товары определяется рядом специфических факторов, и прежде всего динамикой спроса на них в отраслях-потребителях. При этом могут сказываться как факторы долгосрочного характера, так и различного рода кратковременные процессы. К факторам долгосрочного характера могут быть отнесены структурные изменения в производстве, которые приводят к длительному уменьшению спроса на отдельные товары. Примером такой долгосрочной тенденции может быть постепенное уменьшение спроса на черные металлы, в том числе на сталь, что болезненно отразилось на положении этой и связанных с ней отраслей, ввиду перехода к металлосберегающим технологиям, замены стали в качестве конструкционного материала алюминием, уменьшения роли металлоемкой военной техники (танков, артиллерии и т.д.). К такого рода долгосрочным тенденциям можно отнести появление товаровзаменителей (синтетического каучука, синтетических материалов вместо натуральных и др.). Большое влияние на отдельные фирмы имеют тенденции развития производства данного товара у фирм-конкурентов как у себя в стране, так и за рубежом. Массированный выброс на рынки более дешевых товаров может подорвать конъюнктуру сбыта товара фирмы. Конъюнктура на отдельный товар может меняться под влиянием стихийных бедствий в местах его производства (засуха в основных странах - производителях зерна, заморозки в странах, выращивающих кофе, и т.п.). Холодные зимы в Европе или в Северной Америке обычно ведут к удорожанию топлива на мировых рынках. Существенное влияние на конъюнктуру оказывают политические события. Войны на Ближнем Востоке в середине 70-х гг. послужили катализатором "революции цен" на нефть в 1974-1975 гг., а затем в 1979- 1980 гг. (общий рост цен больше чем в 20 раз). Введение эмбарго после войны в Кувейте на торговлю с Ираком, одним из крупнейших потенциальных экспортеров нефти, также не могло не сказаться на конъюнктуре цен на нефть. Всякое ослабление ограничений на торговлю нефтью ведет к снижению цен на нее. Конъюнктура многих товаров, особенно биржевых, находится под влиянием текущих спекулятивных колебаний цен, биржевой игры на повышение ("быки") или на понижение ("медведи"). За один биржевой день цены могут вырасти или упасть в несколько раз. Это относится не только к товарным, но и фондовым ценностям. Раньше падение индексов цен на бирже часто рассматривалось как индикатор приближающегося спада производства. В настоящее время в условиях сложных спекулятивных игр, ведущихся на биржах, такого рода прогнозы могут не отражать реальное развитие экономики. Конъюнктура товарных рынков влияет на конкурентоспособность товаров, экономическую целесообразность и поиск наиболее благоприятного момента для выхода на рынок, проведение политики выбора стран для экспорта или импорта, фирм-контрагентов, стратегию и тактику проведения торговых переговоров. Страны, в наибольшей степени зависящие от колебаний конъюнктуры на товары своего экспорта, а это прежде всего развивающиеся страны - экспортеры сырья, принимают меры к стабилизации рынков этих товаров. Для этого заключаются международные товарные соглашения, предусматривающие механизм образования буферных запасов, а также создаются объединения (ассоциации) стран - экспортеров определенных видов сырья для координации их выступлений на мировых рынках. Существуют разные способы прогнозирования К.м.т.р. Некоторые из них основаны на экстраполяции тенденций, существовавших ранее, другие - на опросах специалистов, работающих на этих рынках (дельфийский метод). Более сложные методы предполагают анализ всех факторов, влияющих на конъюнктуру данного товара, включая прогнозы общехозяйственной конъюнктуры, развития отраслей, потребляющих продукт, а также перспективы ввода новых мощностей по производству самого этого продукта и т.д. Однако учитывая многообразие факторов, определяющих конъюнктуру товаров, в том числе факторы политического, природного и другого характера, всякие прогнозы носят условный характер. В лучшем случае они отражают будущие тенденции динамики спроса на данный товар.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.